Для начала расскажу, что чувствуют менеджеры проектов, когда обсуждают с клиентом дизайн сайта. Под дизайном я в данном случае понимаю оформление сайта.
Почему-то уважаемые клиенты сначала говорят, что для них это совсем неважно и относятся к процессу формирования задания на дизайн не очень ответственно.
Когда клиенту демонстрируются подготовленные дизайнером эскизы, почему-то ни разу за 3 года работы я не услышал радостного «Ничего себе какая красота» или «Обалдеть, это будет наш сайт, Петрович иди сюда посмотри на это чудо».
Из практики: Когда клиенту показывают макет, он первые 5 минут старается разобраться с нахлынувшими на него чувствами, а потом начинает высказывать свои «А, можно»
- А, можно это сделать зеленым, а здесь уменьшить.
- А, можно все перекрасить в желтый.
- А почему фотография плохо перекликается с нашим бизнесом, давайте поставим другую.
- А давайте цветочки поменяем на ягодки.
- А у нашего конкурента, сайт желтый, почему Вы нам сделали белый.
- Как бы сделать это поживее и поярче.
Если Вы думаете что причина этого - плохая работа дизайнера, то вы ошибаетесь. От дизайнера это вообще никак не зависит; отличные макеты, сделанные действительно талантливыми ребятами и просто хорошие работы (и даже удовлетворительные) обычных работников критиковались практически одинаково.
Другая возможная причина такого поведения – это отношения между менеджером и клиентом. Тут судить сложнее, хотя бы потому что судить надо самого себя, но в компании работало 3 менеджера и подобные проблемы были у всех.
Вариант с особо вредными клиентами тоже отпадает. Это происходило и происходит в 99% случаев.
Реальные причины находятся в голове клиента и в особенностях его восприятия. Разумеется, каждый человек индивидуален в своих желаниях и точно воспроизвести смутно выраженные желания практически невозможно, вдобавок дизайнер сам имеет свое восприятие мира и тоже пытается его выразить. А если клиент передает желания не напрямую, а через своих сотрудников, через менеджера проекта, то вносятся дополнительные искажения.
Что же делать?
100% решений нет. Обсуждения, компромиссы сначала с клиентом, а потом с дизайнером. Нормальный дизайнер всегда против, чтобы в его макет вносились изменения. Как правило, если клиент хочет что-то «немного» поменять в дизайне, то подготовленный макет нужно выкидывать и делать новый. Естественно на это нужно время, а время в данном случае это деньги.
Фактически вместо одного макета всегда делается как минимум два-три, не считая мелких изменений.
Некоторые начинающие веб-студии заявляют, что они предоставляют на выбор клиенту три макета, какой больше понравится тот и возьмете. Я считаю, что это порочная практика: все три макета получаются или плохими или очень похожими друг на друга. Хотите получить три макета – закажите их как минимум 3 разным людям, а лучше разным компаниям. Потом можно будет выбрать тот, который нравится больше, и через пару итераций изменений этого макета Вы остановитесь на устраивающем варианте.
Имхо этот вариант хорош, но только вот каков будет бюджет проекта в котором работают 3 дизайнера :( и делают они как минимум 6 макетов.
Думаю, оптимальным вариантом для разработчика и клиента является вариант, когда у клиента стараются достаточно подробно выспросить чего он хочет получить на выходе, какие сайты ему нравятся, какие не нравятся, пересекают все эти сведения с целями, поставленными перед сайтом. Затем дизайнер делает макет, макет делается один и в него нужно вложить все, что вынули из клиента и все свое мастерство - дизайнер как профессионал сам должен выбрать наилучшее для заданных требований оформление сайта и предложить его заказчику.
Далее, после получения отзыва от клиента, на основе первого макета делается второй, потом третий, варианты дизайна основанные.при этом постепенно прорабатываются и всплывают детали дизайна. Также очень важно привлечь к этому процессу заказчика, люди любят смотреть на картинки и говорить чего они хотят, что им нравится, а что нет. Надо использовать это! В процессе работы бок о бок, у заказчика возникнет чувство сопричастности к разрабатываемому сайту и это будет несомненным плюсом для разработчика – когда макет будет готов клиент будет знать, что это именно он придумал как оформить правый угол, какую фотографию поставить и т. д.
Все, наверное, понимают, что бесплатного сыра не бывает, каждая потраченная на сайт минута Вашего рабочего времени стоит денег. Причем это относится и к клиенту и к разработчику. Если клиент хочет дополнительную фичу для сайта, посчитайте, сколько это стоит и огласите клиенту – не делайте ничего бесплатно, даже если что-то стоит дешево. Будете делать подарки и Вам сядут на шею, в следующий раз на Вас обидятся за то, что Вы просите денег, а потом и просто начнут требовать, чтобы Вы на них работали бесплатно, потому что пару лет назад Вам заплатили денег за создание сайта.
Факт: Хороший профессиональный дизайн сразу показывает уровень компании, уровень вложенных в сайт денег, уровень разработчика, но никак не влияет на продажи!!!
Печально не правда ли, но к сожалению это факт! Для того чтобы Ваш сайт увеличил прибыль Вашей компании – Вам не нужен дизайн сделанный в студии Лебедева. Вбуханные в это деньги отдачи не принесут, народ будет приходить, смотреть как все красиво и уходить на сайты с нужным им контентом.
К сожалению очень часто красивые сайты – малофункциональны и неудобны. Думаю многие замечали что многие популярные сайты в Интернете не имеют приличного дизайна, (конечно постепенно ситуация улучшается) и это совсем не мешает им развиваться и приносить деньги. Не циклитесь на дизайне! Простая незапутанная навигация и не жгущие глаза цвета – на первом этапе этого достаточно.
Если попробовать определить приоритет дизайна для сайта, то я бы убрал его за пределы первого и второго места. В зависимости от конкретного сайта его можно было бы поместить на места от третьего до последнего. Соответственно можно прибросить сумму, которую можно потратить на дизайн, вваливая в дизайн более 20-30% бюджета на сайт вы поступите не очень умно.
Для небольших компаний допустимо и нужно использовать шаблоны - Вы реально сократите сроки и стоимость выхода Вашего сайта.
Для компаний, которые не могут себе позволить сайт в стандартной обертке можно для начала обойтись сайтом с простейшим дизайном, когда Вы оцените весь кайф от простоты. Вы будете более трезво подходить к выбору реально дорогого дизайна, который покажет, сколько Вы стоите. Но еще раз подумайте, нужно ли Вам кому-нибудь показывать это в Интернете? Реально это нужно далеко не всем. Вполне вероятно Ваши клиенты не смогут понять различия в дизайне за десять тысяч и за 300 долларов.
|